Юзабилити и принцип Парето. Лекарство от перфекционизма

Юзабилити

Юзабилити и принцип Парето. Лекарство от перфекционизма

Как перестать вводить ненужные фичи

Поделиться
Запинить
Отправить

Принцип Парето, или Правило 80/20 — это закон распределения эффективности: 20% усилий дают 80% результата, тогда как 80% усилий дают лишь 20% результата. В контексте пользовательского интерфейса это значит, что 

80% ваших клиентов используют только 20% программных возможностей, а 20% кода создают 80% проблем.

Принцип Парето нельзя назвать незыблемым, и в некоторых случаях 30% усилий приносят только 70% результата, но общая идея остается верной: небольшой круг факторов имеет значительное влияние на конечный результат.

Зачем это знать разработчику пользовательского интерфейса? Ну, хотя бы потому, что Принцип Парето универсален и помогает оптимизировать и производственный процесс, и обратную связь от пользователей программного продукта. Вы можете использовать его, чтобы:

  1. расставить приоритеты в работе;
  2. исследовать поведение пользователей;
  3. определить основные зоны контроля.

Принцип Парето как противоядие от перфекционизма

Известная максима «лучшее враг хорошего» — это тоже интерпретация Принципа Парето.

Представьте себе пол в общественном месте; 80% трафика посетителей проходит через 20% площади помещения, поэтому есть смысл направить максимум усилий на уборку этих 20% территории. Ваш пол не будет стопроцентно чистым, но он будет чист именно там, где нужно. С пользовательским интерфейсом та же история: он может не быть идеальным везде, но усилия дизайнеров должны быть сфокусированы именно на тех 20%, где пользователю нужно удобство, понятность и соответствие задачам.

Перфекционизм вдохновляет разработчиков, но не пользователей

Разработчики интерфейса теряют драгоценное время на устранение «багов», которые не имеют влияния или мало влияют на работу пользователей. Сколько раз вы сталкивались с обновлениями, которые не меняют вообще ничего?

Добавление новых опций усложняет систему, а повышение сложности само по себе прямо не соотносится с качеством продукта.

Когда разработчики слишком увлекаются усовершенствованиями продукта, делая это самоцелью, они буквально стреляют себе в ногу.

Копирайтер Джо Варнимон поясняет, почему он переключился с продуктов Microsoft на Google Docs: «Здесь проще инструменты, чем в Word и Outlook, и мне не надо отвлекаться от творческого процесса на форматирование». Google Docs дал возможность автору сконцентрироваться на профессиональных задачах, тогда как MS Office выводил в качестве приоритетных ненужные функции. Если бы в Microsoft знали, чем заняты пользователи, и чего они хотят от программ, возможно, они бы сохранили Джо в числе клиентов.

Перфекционизм становится дурной привычкой дизайнеров

Перфекционизм разработчиков стал притчей во языцех, причем в негативном контексте, и при рекрутинге вопрос «Считаете ли вы себя перфекционистом?» можно считать ловушкой для соискателя.

Разработчики-перфекционисты могут нанести вред своей рабочей группе и компании в целом, если их оставить без контроля.

В результате для пользователя эффект будет противоположный ожидаемому, поскольку ему нужна не идеальная картинка, а рабочий инструмент, помогающий выполнять прикладные задачи. Когда разработчик ослеплен улучшательством, у него не остается времени для критической оценки тех 20% функций, которые действительно важны для пользователя, — и такая проблема характерна для самых известны игроков рынка.

Задержка релиза программы из-за разработчиков-перфекционистов наносит ущерб бизнесу клиентов, может увеличить их отток к конкурентам и испортить репутацию бренда. И возможно, усовершенствовали вообще не то, что нужно.

Лучше меньше да лучше

Австралийская компания-разработчик Atlassian обновила приложение Confluence Cloud (система совместной работы — прим. редакции boodet.online), сопроводив обновление комментарием: «Мы УБРАЛИ некоторые функции в этом релизе, и сейчас объясним, почему».

Имея доступ к пользовательским данным, нетрудно проследить, какими функциями приложения подписчики действительно пользуются, а какие игнорируют. Atlassian провел этот нехитрый анализ и вместо добавления новых функций убрал все ненужное. Это наглядный пример афоризма «лучше меньше да лучше» в контексте пользовательского интерфейса.

Убей своих любимчиков!

Принцип Парето спасает разработчиков от излишней привязанности к плодам своего труда. Любовь к продукту ослепляет и приводит к потере объективности в оценке. Если разработчики научатся «убивать любимчиков» и рвать эмоциональную привязанность к результатам собственной работы, от этого выиграет пользователь, и пример Atlassian — наглядное тому доказательство.

Subtractive UI – с чем его едят?

Йохеннес Хёхман из IBM ввел понятие субтрактивного (основанного на вычитании элементов) пользовательского интерфейса (Subtractive UI) применительно к корпоративному мессенджеру Slack. По мере того как пользователь начинает ориентироваться в программе, появляется всплывающая подсказка о том, что пользовательский интерфейс можно улучшить путем удаления неиспользуемых компонентов. Slack стимулирует пользователей к применению правила 80/20, и они отвечают ему благодарностью.


Функциональный минимализм в интерфейсе Slack

Редакция boodet.online рекомендует статью Романа Якубенкова о том, как проводить ухудшающие сплит-тесты в парадигме субтрактивного UI.

MVP – реализация Принципа Парето на практике

MVP (программный продукт с минимальным функционалом) — это программа с минимальным набором функций для привлечения потребителей-новаторов с дальнейшей доработкой на основании их откликов. Продукт эволюционирует постепенно и последовательно по мере усложнения запросов пользователей.

Чтобы разработать качественный MVP, необходимо провести исследование рынка — очертить целевую аудиторию, выяснить ее потребности и стремления. Это исследование даст информацию о критически важных для потребителя 20% свойств продукта, которые гарантируют удовлетворение его запросов на 80%. MVP, как и Принцип Парето, — это противоядие от перфекционизма разработчика и полезный инструмент для понимания правильной точки приложения усилий команды.

Сфокусированные исследования и тестирования

Принцип Парето позволяет выявить ключевые проблемы в использовании программы и сфокусироваться именно на их решении. Он расставляет приоритеты в решении задач посредством выявления самых проблемных мест для большинства пользователей. Как было сказано в начале статьи, 20% кода содержат 80% багов.

Если правильно выделить ключевую проблему, то можно зайти с верной стороны к ее решению, сберегая время, усилия и деньги.

Резюме

Принцип Парето не решит всех ваших бизнес-проблем, например, он не выведет ваше приложение в ТОП и не сделает сайт самым посещаемым в глобальном интернете. Зато он поможет сфокусировать энергию и усилия на создании интерфейса, соответствующего запросам пользователей, и правильно расставлять приоритеты в решении рабочих задач.

Оригинал статьи.

UXUIюзабилитиинтерфейсы
Поделиться
Запинить
Отправить
Facebook YouTube Telegram